Чтобы двигаться в пространстве и совершать манипуляции с
предметами, и животным, и человеку нужно учитывать границы и объем собственного
тела, или, другими словами, принимать себя в расчет. Представления о физических
характеристиках собственного тела (его границах, весе, взаиморасположении
отдельных членов), а также совокупность двигательных навыков и способностей,
позволяющих выполнять движения, называют схемой тела. Исследование схемы тела
проводят и у человека, и у животных. Существует точка зрения, что этот феномен
филогенетически является наиболее ранней ступенью развития представлений о
себе.

Российские исследователи изучили полномасштабное
исследование схемы собственного тела у королевских змей (Lampropeltis
triangulum campbelli). Согласно их гипотезе, если границы тела змеи меняются
таким образом, что она уже не может осуществлять ранее выученное поведение, то
эти животные могут модифицировать схему своего тела, и в результате
модифицируют и прежнее поведение.

Королевские змеи предпочитают находиться в темном влажном
окружении. 18 королевских змей неделю жили в экспериментальной установке с
тремя отверстиями среднего размера. Затем каждую змею помещали в центр того
отсека экспериментальной установки, пол которого был покрыт галькой.
Королевские змеи предпочитают находиться в темном влажном окружении, и когда
змею помещали на холодный пол, она стремилась уползти в соседний отсек, где
находилась поилка, а пол был покрыт влажным субстратом. В соседний отсек вели
три отверстия, они были разного размера.

В первой экспериментальной серии змея могла проползти в
соседний отсек только через одно из отверстий, остальные два были слишком малы.
С каждой змеей эксперимент повторили 20 раз, и животные научились быстро
проползать в безопасный отсек через подходящее отверстие, а количество попыток
пролезть через другие два снизилось. Затем змей поделили на две группы:
экспериментальную и контрольную, и животным экспериментальной группы изменили
размеры тела.

Чтобы изучить размеры тела животного, можно закрепить на
поверхности его тела какой-либо предмет. Но изменить границы тела змеи можно
гораздо проще: достаточно ее плотно покормить. Накормленную змею снова помещали
в отсек с холодным полом, и она стремилась оттуда уползти, но пролезть в
привычное отверстие среднего размера уже не могла. Границы тела у змей
контрольной группы не меняли, но для них меняли расположение отверстий: теперь
достаточно большим было не первое, а третье, тогда как первые два становились
слишком маленькими для змеи. Всем змеям пришлось заново искать отверстие, через
которое можно уползти из неприятного отсека. И вначале змеи с увеличившимися
размерами тела решали задачу почти в два раза дольше, чем змеи контрольной
группы, но к концу экспериментальной серии время решения задачи снизилось.
Животные обеих групп чаще совершали попытки проникнуть в подходящее отверстие и
реже – в слишком маленькие.

Тех змей, которые успешно справились с новой задачей, через
три часа после второй серии эксперимента ждала третья. Отверстие, через которое
животные могли проползти в предпочитаемый отсек, снова поменяли. В
экспериментальной группе ставилась задача установить, как быстро змеи смогут
сформировать новый навык: проникнуть в предпочитаемый отсек, если границы их
тела останутся увеличенными, но размер отверстия, через которое они научились
проползать, уменьшится и станет непроницаемым для их тела. В контрольной
выборке границы тела оставались неизменными. Экспериментаторы хотели проверить,
будут ли змеи экспериментальной группы совершать меньше попыток проникнуть в
слишком маленькие отверстия, чем в предыдущей серии эксперимента. Это
свидетельствовало бы о том, что при формировании навыка змеи не только
выучивали новое расположение отверстий, но и начинали учитывать увеличение
границ собственного тела, т.е. модифицировали собственную схему тела.

Как и в предыдущих сериях, каждую змею помещали в неприятный
для нее отсек 20 раз. Оказалось, что от первой к двадцатой пробе у испытуемых
обеих групп снижалось время решения задачи. Как и в предыдущей серии, змеи
экспериментальной группы затратили на это больше времени, чем испытуемые
контрольной группы. Однако змеи обучались не быстрее, чем в предыдущей серии
эксперимента. Экспериментаторы пришли к выводу, что змеи каждый раз искали
решение задачи заново, независимо от того, менялись ли у них границы тела. С
одной стороны, они оказались способны модифицировать собственную схему тела,
что выражалось в изменении их поведения. С другой стороны, поскольку у змей
схема собственного тела неотделима от их восприятия ситуации, формирование
нового навыка обязательно требует перестройки и восприятия внешней среды и
восприятия собственного тела. 

Литература:

  • Хватов И.А., Соколов А.Ю., Харитонов А. Н. Схема
    собственного тела у змей Lampropeltis triangulum campbelli // Экспериментальная
    психология. 2015. Т.8. №2. С.119–138. doi:10.17759/exppsy.2015080209.

Фото: milksnakes.org, photodom.com

Источник: http://psypress.ru/articles/

Добавить комментарий