Про любовь и выбор учителя


Отдельно отмечается, что педагог несет
ответственность за жизнь и здоровье учащихся, за нарушение их прав и свобод и
строит свою деятельность с учётом «культурных различий и половозрастных и
индивидуальных различий». О любви ни слова. Читать далее

Разновозрастной отряд в детском школьном лагере: что можно делать?


На школьной площадке редко получается собрать в
отряд детей одного возраста, разве что разбить их на старших и младших. При
этом вожатым нужно проводить мероприятия, стимулировать общение, разрешать
конфликты. Разберемся с экспертом образовательного центра «Каменный город»,
психологом Сергеем Галиуллиным, как выстроить работу разновозрастного
отряда. 

Найти общее 

Детям одного возраста общаться проще потому,
что у них одна ведущая деятельность и одни задачи развития. Подросткам
надо общаться и дружить, дошкольникам — играть. Но детей разного возраста тоже
можно объединить. 

Интересы. Чтобы их нащупать, можно провести анкетирование
в той или иной форме: дать заполнить бланки или провести «живую анкету», когда
дети объединяются в группы, если ответили одинаково. Когда вы знаете интересы,
вы можете разбить детей на отряды, учитывая это. Или предлагать детям с
одинаковыми интересами, например, любовью к насекомым, делать о них доклады или
проводить мероприятия. 

Деятельность. В каждом лагере есть те, кому больше
нравится спорт, художественное творчество, танцы и песни, интеллектуальные
игры. Это нужно учитывать при создании программы на смену. Каждый день подобные
активности должны сменять друг друга, и дети постепенно найдут друг в друге
единомышленников. 

Ценности. Конечно, было бы странно создавать отряд
хулиганов и отряд чистюль, но из-за одинаковых ценностей люди сходятся даже
быстрее, чем из-за интересов. Чувство справедливости, доброта и щедрость, сила
и власть — люди быстро находят себе подобных. При формировании отрядов
постарайтесь учитывать это. 

Ритуалы. Они бывают в каждом лагере и, конечно, на
них нужно делать акцент. Совместная зарядка, общий круг утром и в конце дня,
отрядная песня — это может сплотить ребят разного возраста. Важно, чтобы
ритуалы были понятны любому возрасту: если младшеклассникам сложно сделать
зарядку или старшеклассникам неинтересно петь детскую песню, то ритуал не
станет общим. 

Использовать разницу в возрасте

Подражание младших. Младшеклассники ориентируются
на старшеклассников: копируют их фразы их поступки, заводят себе кумиров и
пытаются завоевать их внимание. Иногда это может привести к опасным ситуациям:
младшеклассники могут материться или попробовать курить. Но если помочь старшим
ребятам раскрыться с лучшей стороны, например, сделать их кураторами над
младшими или ставить их в пары на прогулках, то пример может стать
полезным. 

Забота старших. Даже если старшие ребята иногда относятся
к младшим пренебрежительно, они защищают их от хулиганов из других отрядов или
школ. Постепенно желание заботиться возрастет в них, нужно только его
подпитывать. Создавайте разновозрастные спортивные команды, организуйте
проекты, например, постройку игрушечных машин или кораблей. 

Иерархия. С одной стороны, в разновозрастной
группе легко настроить возрастную иерархию — старшие становятся лидерами и
ведут младших к цели. С другой стороны, можно сделать лидером и младшего —
старшим даже будет в диковинку подчиняться ему. И конкуренция будет сведена к
минимуму — у младшеклассников и подростков разные возрастные задачи, они
будут либо сотрудничать, либо игнорировать друг друга. 

Разрешать конфликты

Хотя конкуренции в таких группах меньше, конфликты
все равно назревают. Иногда это связано с разными ценностями и привычками,
иногда детям просто сложно притереться друг к другу. Установить правила.
Например, запретить драки и обзывательства, ввести запрет на вмешательство
вожатых и предоставить детям решать проблемы самостоятельно. Главное, чтобы
правила были понятны ребятам и выполнялись. 

Создать горизонтальное управление. Чтобы лучше соблюдать
правила, важно придумать орган, который будет разбирать сложные ситуации. Он
может быть выборным: каждые несколько дней новые выборы и новый состав. Или в
него могут входить все дети отряда и каждый вечер они могут разбирать ситуацию
и высказываться по ней. Это снижает авторитет вожатого, но заставляет самих
ребят быть более самостоятельными и ответственными.  Поддерживать
конструктивное поведение. Это не значит, что нужно завести доску почета. Это
значит, что нужно не ругать за проступки, а хвалить на достижения. Если заядлый
матершинник сдерживался целый день, похвалите его перед всеми. Если драчуны
научили малышей самообороне, то это тоже повод для похвалы и
подражания. 
 
Давать разрядку эмоциям. Негативные эмоции никуда не
денутся, их нужно выплескивать. Лучше всего для этого подходят спортивные игры,
особенно командные. Иногда в них можно даже разрешить физическое
взаимодействие: лучше, если ребята столкнулись у баскетбольного кольца,
чем в раздевалке. 
 
Источник:
https://eduregion.ru/k-zhurnal/

Источник: http://psypress.ru/articles/

Ребёнок становится понятным для родителей


Ребёнок становится понятным для родителей
— главный результат работы психолога.

Эмоциональный шок, стресс, депрессия – состояния, в которых
пребывают родители, сталкивающиеся с серьёзными проблемами со здоровьем своего
ребёнка. Казалось бы, в подобной ситуации единственно верный путь для взрослых
– это принятие, наблюдение и активное взаимодействие с малышом, у которого
отмечаются отклонения в психическом и физическом развитии. Но реальность
такова, что излучать позитив, показывать стойкость характера и внутренне
спокойствие родителям очень сложно. Это трудновыполнимая задача для любого
взрослого вне зависимости от черт характера, статуса и обстоятельств.
Осмысление этого опыта, поиск дополнительных ресурсов и способов устранения
стресса – первая причина, по которой семьям необходимо психологическое
консультирование.

А вторая, возможно, самая главная причина комплексной работы
с психологом – появление результата – ребёнок становится более понятным для
родителей. «Отношения между специалистом и родителями – важная часть помощи
ребенку с особенностями», – отмечает психолог Мария Кузнецова. – Психолог
помогает организовать жизнь семьям, с такими детьми, он создаёт возможность для
диалога ребенка и родителей на самых разных уровнях».

Специалист Центра здоровья и развития имени Святителя Луки в
выпуске медицинского YouTube-проекта «Вызов врача» даёт практические
рекомендации взрослым, как взаимодействовать с детьми с нарушениями в
развитии.

«Наблюдение – важный метод оценки развития ребенка. Нужно
обращать внимание на особенности в его поведении, которые проявляются в
общении. Акцентировать свой взгляд на том, какие игрушки выбирает малыш для
себя и как он с ними играет. Ведь игра – главный способ познания мира».

Выпуск медицинского YouTube-проекта «Вызов врача» на тему
«Психологическая помощь семьям, где есть дети с нарушениями в развитии» – по
ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=rNgJlBejSIo

Источник: http://psypress.ru/articles/

Остановка по требованию. Кому нужно «замедлить» свою жизнь


Забег по жизни знаком каждому человеку,
который к чему-то стремится. Все начинается на раннем старте,
например еще во время учебы, а дальше только набирает обороты.
И все бы хорошо — человек идет к достижению своих целей,
улучшает показатели. Однако, как отмечают специалисты, именно это
и обманчиво. Ведь в таком забеге, ускорении и стремлении
добиться большего человек практически растворяется. Для этого и была
придумана теория замедленности. О том, как она работает и как
не упустить свою жизнь в погоне за призрачными целями,
АиФ.ruрассказал кандидат психологических наук, психоаналитик, клинический
психолог высшей категории, доцент Алексей Мелехин.

«Эта теория пришла к нам из такого направления,
как mindfulness, или осознанность. Как вариант, еще называют ее усилением
осознанности. Что это такое? Это умение вовремя остановиться», — говорит
Алексей Мелехин.

Необходимость в замедлении, отмечает специалист, пришла
к нам из-за того, что многие люди живут на автопилоте. Куда-то бегут,
испытывают страх жизни, страх времени, болезней, отсюда же появляется
страх старения и т. д. «В результате более глубоко изучения стало
ясно, что такой человек просто сжигает себя, у него появляется синдром
вечно уставшего. То есть все торопящиеся люди, как правило, ощущают, что
ничего толком не сделали, а уже устали и измотаны», —
отмечает психоаналитик.

И ученые, и врачи, и сами люди, которые
в гонке жизни не понимают истоков такой усталости, ищут причины, что
может вызывать такое ощущение — может ли это быть гормональное
явление или дело в психологии? «Пришли к тому, что усталость
и измотанность возникают из-за того, что человек начинает искусственно
себя ускорять. Как он это делает? Заполняет единицу времени различными
ситуациями, мыслями, искусственными планами и т. д.», — отмечает
психоаналитик. При этом человек в таком состоянии не замечает, что
происходит вокруг, он погружен в себя целиком и полностью.

Понятие «принцип автопилота» подразумевает под собой
ситуацию, говорит Алексей Мелехин, когда человек постоянно как белка
в колесе внутри своей головы и все время куда-то бежит,
постоянно суетится. Техника осознанности и замедленности направлена
на то, чтобы вывести его оттуда. «Человек должен не бежать,
а уметь в процессе видеть не только результат и цель,
а еще и то, от чего он получает удовольствие. Ярким
примером осознанности может служить предложение такому загнанному человеку
съесть кусочек шоколадки. Но не проглотить, как обычно, толком
не поняв, что это, а насладиться им, раскрыть для себя всю
полноту его вкуса, описать этот вкус. И многие этого сделать
не могут», — рассказывает Алексей Мелехин.

Можно попробовать и на еще одном простом примере,
предлагает психоаналитик. Если человек чувствует себя хронически уставшим,
можно просто предложить ему вспомнить, как пахнет его гель для душа,
например. Как правило, люди даже не помнят, чем пользуются,
и не получают удовольствия в процессе.

Чтобы не выгореть раньше времени, не впасть
в депрессию и в общем не пропустить свою жизнь мимо себя,
следует замедлиться. И есть ряд приемов, которые помогут это сделать,
отмечает психоаналитик. «Первое, что нужно сделать, — завести осознанные
привычки. Смешно звучит, конечно, но это необходимость. Следует научиться
выделять те действия, которые приносят вам удовольствие. Например, это
может быть чашечка кофе, может быть завтрак, прогулка — это все позволит
дополнить ту деятельность, в которой нет достижения. Но при этом
это не должна быть чашечка на бегу, завтрак второпях и т. д.
Не надо бежать, совершать марш-броски и прописывать жесткую
процессуальность. Это должна быть такая деятельность, которая требует режима
от психики “отпусти”», — говорит психоаналитик. И вот эта выработка
осознанной привычки — один их основных пунктов теории замедления.

Главное — обратить на себя внимание
и не стараться загнать себя достижением различных целей. Следует
уметь расслабляться, тем более что это не всегда сложно.

Источник:

https://aif.ru/health/psychologic/ostanovka_po_trebovaniyu_komu_nuzhno_zamedlit_svoyu_zhizn

Источник: http://psypress.ru/articles/

Исполнение мечты: как собаки-терапевты делают лучше жизнь особенных детей


Собаки-терапевты продолжают помогать
детям с тяжелыми нарушениями психофизического развития, несмотря на пандемию.
Добро.Журнал побывал на занятиях канистерапией в московском центре социальной
помощи и реабилитации «Формула роста». Читать далее