Народная песня входит в концертный репертуар многих оперных певцов. Русскую песню настойчиво пропагандирует Мария Ивановна Долина, в 1904 году оставившая сцену Мариинского театра и посвятившая себя концертной деятельности. Большой общественный резонанс получил проведенный Долиной в 1907—1908 годах цикл «исторических концертов» , в которых развертывалась панорама русской вокальной музыки от крестьянских песен, былин и духовных стихов до произведений Глинки, Мусоргского, Чайковского, а в следующем сезоне Долина представила такой же цикл «Славянских вечеров». Особый размах ее деятельность получила в годы Первой мировой войны — организованные Долиной «патриотические концерты» русской музыки с участием военных музыкантов, песенников и плясунов проходили в цирке Чинизелли, в Зале Армии и Флота.

Ярким, характерным для своего времени явлением стала «Славянская капелла» Д. А.Агренёва-Славянского, пик деятельности которой пришелся на 1870—1890-е годы. Завоевав популярность на волне панславистских настроений, хор Агрёнева удерживал ее в течение почти полувека. Несомненны заслуги Агренёва-Славянского в деле пропаганды народной песни. Вместе со своим коллективом он объехал с концертами всю Россию, с успехом гастролировал в Америке, Англии, Германии, Франции и других странах, повсюду пробуждая неподдельный интерес к русской песне, русской культуре.

Хор выступал в концертных залах и манежах, на народных гуляньях и в фабричных казармах, сознательно стремясь к охвату массовой, «низовой» аудитории, по словам Агренева, «меньшей братии», «которая лишена возможности посещать привилегированные концерты».

Обширный и разнообразный репертуар капеллы охватывал все жанры крестьянской и городской песни — от былин и причитаний, которые Агренёв впервые вывел на эстраду, до новомодных тогда частушек — и включал в себя множество песен других славянских народов.

Добавить комментарий