Ноты, выпускавшиеся РМИ, оформлялись в «русском стиле». На их обложке, стилизованной под старинные новгородские рукописи, помещался своего рода «фирменный знак» — рисунок И. Я.Билибина, изображавший гусляра. В центре обложки располагался текст на двух языках: слева — на русском, справа — на французском. Обложка была многоцветной и яркой: на желтом фоне — голубой рисунок и красный текст.

В 1914 году издательству исполнилось пять лет. Но все творческие планы нарушила Первая мировая война. Связь с Берлином была прервана, и Кусевицкому пришлось обратиться для печатания нот к московской нотопечатне В. Гроссе. Художественное оформление изданий стало гораздо скромнее, полиграфическое — также ухудшилось. Однако эта нотопечатня вскоре была разгромлена черносотенцами. Доски, на которых гравировались ноты, стали остродефицитным сырьем, необходимым для военных целей. Осенью 1914 года К. А.Гутхейль, бывший австрийским подданным, в связи с ликвидацией в России предприятий, принад лежавших подданным стран Тройственного союза, предложил Кусевицкому приобрести его нотоиздательскую фирму.

Нотоиздательская фирма Гутхейля имела солидную «родословную», восходившую к концу XVIII века, к одному из первых петербургских нотоиздательств Герстенберга и Дитмара. В 1886 году К. А.Гутхейль приобрел все дела бывшей фирмы Стелловского, который был, как уже упоминалось, издателем произведений Глинки, Даргомыжского, Серова, Балакирева. «Русская музыкальная газета» писала, что «С. А.Кусевиц — кий приобрел за 300 тысяч рублей московскую издательскую фирму К. Гутхейля, являвшуюся, между прочим, собственницей прав на издание “Русалки” Даргомыжского, трех опер Серова, произведений Рахманинова. .. Этому обстоятельству можно только порадоваться, так как фирма Гутхейля палец о палец не ударила, чтобы крупные произведения русских композиторов были бы изданы с должной тщательностью, — несмотря на популярность опер Даргомыжского и Серова, они до сих пор не появились в издании печатных оркестровых партитур ; Гутхейль ограничивался перепечаткой старых досок Стелловского, от которого он приобрел многие издания в середине 1880-х годов. Теперь, с переходом Издательства в руки культурного музыкального деятеля, можно надеяться, что и отношение к этим произведениям перестанет быть торгашеским».

Добавить комментарий