Некоторые школы и детские сады отказываются от привычных нам
классов и стен. Ученики могут самостоятельно управлять образовательным
процессом, а на занятиях осваивать балет и битбокс.

Дошкольники в одном из
детских садов
Японии могут бегать по крыше, замкнутой в круг, и созерцать деревья.
Детский сад известен своим свободным подходом к развитию и использованием
педагогических практик Монтессори. Родители и воспитатели отмечают: в детской
деревне создана уникальная среда, которая сама по себе является обучающим
средством, развивающим свободу движения, воображение, ловкость.

Доктор Марк Нивенуйсен из Барселоны считает, что школа
должна быть окружена деревьями. «В нашем исследовании приняли участие свыше
двух с половиной тысяч детей из 36 школ Барселоны. Мы проводили тесты для
оценки их познавательных способностей и памяти. Одновременно наш компьютер
замерял площадь пришкольной зеленой территории, мы составляли карту близлежащих
парков, куда обычно ходят играть дети. И в конце мы свели эти данные воедино,
доказав зависимость между способностями детей к познанию и наличием вокруг них
зелени». Почему учиться лучше на природе? По мнению доктора Нивенуйсена, «есть
несколько теорий. Одна из них опирается на то, что человечество 40 тысяч лет
жило в дикой природе. Это была наша естественная сфера пребывания, мы изменили
ей всего несколько веков назад. Сегодня мы живем в бетонных коробках – городах.
Наш мозг не восприимчив к серому, тяжелому материалу».

Одна из школ Копенгагена отказалась от привычных нам
классов. Точнее, ее здание состоит из единственного огромного класса, в котором
ученики в возрасте от 15 до 20 лет могут заниматься группами и индивидуально,
перемещаясь в разные точки помещения в зависимости от потребностей момента.
Специалисты отмечают высокую успеваемость и креативность здешних подростков. И
связывают это в том числе с особой обучающей средой. Директор Алан Андерсен
поясняет: «Наша гимназия уникальна именно благодаря вот этой концепции единого
пространства, а также особой программе, в которой огромное место занимают новые
технологии. Структура здания подталкивает учителя к отходу от традиционной
модели преподавания. Он не может здесь просто стоять перед классом, зачитывая
информацию. В таком особенном здании и преподавание должно быть особенным…»

В некоторых школах Австралии при приеме на работу учителей
присутствуют… дети. К их мнению прислуживается дирекция: взрослые исходят из
того, что без приятия учителя детьми процесс обучения не будет комфортным и
эффективным. Школа Nossal
High School в пригороде Мельбурна позволяет детям выбирать, кто их будет
учить. Все началось по инициативе директора Роджера Пейджа. Под его патронатом
в школе появился орган власти, полностью сформированный из учащихся, своего
рода школьное правительство. Директор подчеркивает: у детей – совещательный, а
не решающий голос, и все их инициативы находятся под контролем взрослых.
Учитель музыки Джулия Стопа прошла через конкурсный отбор с участием детей. Она
убеждена: школьникам нужно давать слово: «Два школьника, которые участвовали в
собеседовании, были очень грамотны и корректны. Они точно знали, какого учителя
хотят видеть: у ребят за плечами было несколько лет музыкальных занятий. Они
ставили правильные вопросы… ну, а я отвечала».

В университете Порту (Португалия) студенты оценивают уровень
подготовки своих педагогов, качество занятий, личностные характеристики
педагога, его доступность для дополнительных разъяснений и помощи.
Педагогический совет университета придает опросам большое значение. Если
преподаватель получает низкие баллы второй раз подряд, ему предлагают внести
коррективы в программу обучения. Педро Тейшейра, заместитель ректора
университета, рассказывает: «У нас было несколько случаев значительного
повышения профессионального уровня педагога, которому студенты ранее ставили не
очень хорошие оценки».

Британская школа «Summerhill», основанная в 1921 году, сама
себя называет «старейшей детской демократией». Главная отличительная
особенность школы – в равноправии детей и взрослых. Каждую неделю педагоги и
ученики проводят совещания, на которых решают, как еще лучше организовать
обучение. Дети вольны сами выбирать себе предметы, уточнять программу. При
принятии решений голоса детей «весят» столько же, сколько и мнения учителей.
Мелис Рассел, выпускница «Summerhill», вспоминает: «В школе дети и взрослые
равны. Они друзья. Дети растут с пониманием, что уважать нужно каждого – и
маленького, и большого. Нагрубить учителю так же плохо, как нагрубить соседу по
парте. Там и вправду у детей такие же права, как и у педагогов». Ее брат Джейк
уточняет: «Я уже забыл, когда какие войны происходили, но не забыл главного –
как делать правильный выбор, как слушать себя, верить в себя и идти к
цели».

В Сан-Паулу есть уникальная школа, в которой Фернанда
Бьянкини, танцовщица и психотерапевт, преподает балет слепым ученикам. Сегодня
у женщины 120 подопечных в возрасте от 3 до 60 лет. Фернанда рассказывает:
«Ученик касается учителя, учитель касается ученика. Мы делаем звуки пальцами,
чтобы точно представлять положение в пространстве. Я понимаю мир слепых, его
границы. Эта учебная методика основана на прикосновениях и чувствах». Цель
Фернанды – не только научить слепых танцевать, но и изменить отношение к ним
общества. Она поясняет: «Я хочу, чтобы этим детям аплодировали за качество их
работы, за их преданность, за красоту, которую они создают, а не за их
«досадные недостатки», как это часто бывает».

В Нью-Йоркской школе для слепых изучают битбокс (создание
мелодий при помощи голосового аппарата и артикуляций органами рта). Педагог
Кайли Маллади поясняет: «Каждый знает 26 звуков, которые соответствуют буквам
английского алфавита. Звуки языка, которые люди используют чаще всего – Б, Т и
К.» Директор школы Джеймс Ким добавляет: «Мы поняли, что битбокс может стать
дополнительной методикой для речевой терапии. Ее цель – минимизировать у ребят
проблемы с произношением, артикуляцией и запоминанием. Так студенты проходят
обучение быстрее и эффективнее».

Фалла Неанг была первой преподавательницей азбуки Брайля в
Камбодже. Сегодня она руководит сетью из пяти школ для незрячих. Фалла Неанг не
просто учит, она меняет общество. В Камбодже принято считать, что слепые не
способны учиться, так как нагрешили в прошлой жизни и потому заслуживают
одиночества. «Да, они не видят, – говорит Фалла. – Но они учатся так же, как и
обычные дети. И все это благодаря освоению азбуки Брайля. Мы даем им хорошие
знания, они могут учиться дальше, найти в будущем интересную работу».

Источник: Learning World на Euronews

  • У всех на виду: современные школы отказываются от классов и
    стен

  • Дети решают все

  • Незрячих детей обучают балету и битбоксу

  • Источник: http://psypress.ru/articles/

    Добавить комментарий