22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная
война. Перед всеми гражданами Советской страны встали задачи участия в обороне
Родины. Конкретные вопросы были поставлены и перед наукой, ее различными
областями с их спецификой. Психологи Ленинграда с первых дней войны участвовали
в обороне города.
Отдел психологии Ленинградского института мозга им. В.М.
Бехтерева по заданию правительства в предвоенные годы работал над проблемой
зрительного восприятия цветовых характеристик здания, что было связано со
строительством высотных правительственных зданий Москвы. Научной основой
разработки этой проблемы было всестороннее изучение закономерностей контурного
и цветового зрения при восприятии архитектурных сооружений. Созданный в
результате комплекса этих исследований атлас цветового восприятия отразил
некоторые характерные свойства пространственного восприятия зданий и их фона.
Было показано, что фактор цвета не действует изолированно, а в естественных
условиях наблюдения синтезируется с влиянием объемных качеств объекта и с
расстоянием от него. Серии экспериментов позволили установить роль отдаления,
величины, формы и фактуры зданий, расположения деталей в общей его структуре,
соотношения объекта с фоном и ландшафтом в условиях зрительного выделения и
восприятия центральной фигуры здания.
Летом 1941 г. работавшие ранее над данной проблемой
психологи Института мозга переключились на задачу военного камуфляжа зданий
Ленинграда и учет тех особенностей зрительного восприятия, которые могут быть
использованы для сокрытия или изменения образов зданий в восприятии вражеского
наблюдателя. В эту группу психологов входили работавшие под руководством
проф. Б.Г.
Ананьева кандидаты наук, старшие научные
сотрудники: А.И. Зотов, 3.М.
Беркенблит, Р.А. Каничева и др. Участвовали
и архитекторы Ленгорисполкома: А.И.
Гегелло, Л.П. Звягина, В.И.
Москвина.
Еще в 1941 г. ушли в ряды армии, на Ленфронт, сотрудники
Института мозга: психологи В.И.
Кауфман, Г.3.
Рогинский, Б.О.
Хотин, А.Л.
Шнирман, А.В.
Ярмоленко. Погибли в первые годы
войны: П.О.
Эфрусси в душегубке Кисловодска
и Р.И.
Черановский, повешенный в Псковской области на глазах его семьи и
местных жителей.
В блокадную зиму 1941/42 г. противовоздушная оборона города
включала звуковые установки, на которых слухачи засекали приближавшиеся
вражеские самолеты по слуху и проверяли их контуры по таблице их силуэтов. В
условиях туманного ленинградского неба зрительная проверка была неточной, а
слуховой сигнал принимался первым, почему эта профессия именовалась «слухачами,
а кандидаты отбирались по высокому уровню слуха. В условиях голода и лишений
первой блокадной зимы, при частых налетах врага в штаб ПВО стали поступать
сигналы о том, что бойцы-слухачи на звуковых установках стали хуже работать — с
опозданием обнаруживают в воздухе самолеты противника, неверно определяют их
положение, дальность, тип самолета, скорость, из-за чего прожектористы орудий
позже ловят врага в перекрест лучей, а зенитчики поздно открывают по ним огонь.
По мнению врачей, причиной этого снижения меткости засекания было влияние
недоедания и холода, от которого страдало не только гражданское население, но и
бойцы Ленинграда.
Ленинградские психологи работали на всех постах, которых
потребовали условия
блокады. А.А.
Люблинская была сначала санитаркой в госпитале, затем
преподавала в школе. О.И. Галкина, А.Н.
Давыдова и Н.О. Ободан организовали в
госпитале инвалидов войны их переквалификацию на новые, приспособленные к
дефекту виды труда, новые профессии.
На Ленфронте сражались А.Г.
Ковалев, А.И. Щербаков, А.В.
Веденов, Ю.А.
Самарин, А.Ц.
Пуни и др. В тылу несли службу Родине психологи, нашедшие
новое применение своим знаниям.
В данной статье приведены более подробно лишь два примера
разработки тем военной психологии ленинградскими психологами. Можно было бы
прибавить еще ряд тем, которые были отражены в литературе тех лет и позже.
Примечание: Публикуемая статья Каничевой Р.А., Ярмоленко
А.В. была подготовлена на факультете психологии ЛГУ в 1975 г. и ранее не
публиковалась. Изложенный в ней материал представляет интерес прежде всего
потому, что авторами его являются непосредственные участники и очевидцы
описываемых событий.
Печатается с некоторыми сокращениями.
Источник: Каничева Р.А., Ярмоленко
А.В. Ленинградские психологи в годы войны // Психологический журнал. 1985. Т.
6. №6. С. 3–7.
Источник: