Единый государственный экзамен
стал обязательным выпускным экзаменом в российских школах в 2009 году. До сих
пор продолжается активная дискуссия о том, насколько корректно ЕГЭ оценивает
знания выпускников, и о том, к каким социально-психологическим последствиям он
приводит.

Когда говорят об исследовании успешности обучения, часто
имеют в виду изучение связи между успеваемостью учеников и их общим
интеллектом. Но заслуживают внимания и другие направления, в том числе
взаимосвязь между успешностью обучения и способностью распознавать эмоции – это
один из компонентов эмоционального интеллекта, который, согласно современным
представлениям, помогает человеку приспособиться к меняющимся условиям
среды.

Во многих научных работах высказывалось предположение, что
эмоциональный интеллект школьников и студентов играет важную роль в обучении.
Но полученные учеными данные о взаимосвязи эмоционального интеллекта и
успеваемости ученика противоречивы. Некоторые ученые проанализировали ряд
показателей, влияющих на успеваемость, и пришли к выводу, что если устранить из
анализа факторы общего интеллекта и личностных черт, то роль эмоционального
интеллекта нивелируется. Однако в исследованиях последних лет связь учебной
успеваемости с эмоциональным интеллектом все же показана.

Авторы одного из таких
исследований предположили, что результаты единого
государственного экзамена у выпускников российских школ связаны с уровнем
эмоционального интеллекта, и степень этой взаимосвязи изменяется по мере того,
как школьное образование адаптируется к ЕГЭ. С помощью психологического
тестирования они провели оценку составляющих эмоционального интеллекта у 156
студентов-первокурсников, поступивших в ВУЗы Санкт-Петербурга по результатам
ЕГЭ в 2009–2013 годах, а затем сравнили полученные показатели с результатами
ЕГЭ по математике, русскому языку и обществознанию. Ученые обнаружили
корреляцию оценок за русский язык и математику с межличностным интеллектом и с
управлением своими и чужими эмоциями: чем лучше школьник управляет чужими и
своими эмоциями, тем хуже у него результат ЕГЭ.

Чтобы оценить адаптационные особенности школьников, ученые
исследовали динамику изменений взаимосвязи результатов ЕГЭ с показателями
эмоционального интеллекта за пять лет. Оказалось, что с ЕГЭ по гуманитарным
дисциплинам (русскому языку и обществознанию) лучше справляются те, у кого ниже
межличностный эмоциональный интеллект, причем в русском языке лучше начинают
успевать те, кто хуже управляет эмоциями, а в обществознании лучше начинают
успевать те, кто хуже их воспринимает. На успеваемость по математике
способность к распознаванию эмоций имеет меньшее влияние.

Исследователи пришли к выводу, что в момент введения ЕГЭ
более успешными были школьники с более высоким эмоциональным интеллектом, но в
процессе адаптации к новой процедуре контроля знаний ситуация меняется. Новые
сложные задачи лучше выполняют ученики, которые хорошо воспринимают эмоции и
управляют ими, а привычные задачи лучше получаются у тех, кто и управляет
эмоциями, и воспринимает их хуже. Исследование показало, что в момент введения
ЕГЭ более успешными были школьники с более высоким эмоциональным интеллектом,
но впоследствии таковыми стали выпускники, у которых эмоциональный интеллект
ниже.

Литература:

  • Дмитриева Е.С., Гельман В.Я. Динамика изменений
    взаимосвязи эмоционального интеллекта с результатами ЕГЭ в ходе адаптации
    школьной системы к его введению // Экспериментальная психология. 2015. Том 8. №
    2. С. 139–150. doi:10.17759/exppsy.2015080210

Источник: http://psypress.ru/articles/

Добавить комментарий