Вопреки рапортам сотрудников «Тольяттиазота» о скором вводе нового терминала в Краснодарском крае этот объект приходит в негодность, утверждают СМИ.

В начале марта «Тольяттиазот» вновь отчитался о якобы успешном ходе строительства перевалочного терминала в Тамани, которое тянется с конца прошлого века.

Представители предприятия с воодушевлением рассказывают, как завершение долгостроя должно открыть новый канал экспорта продукции, снизить зависимость от транзита через украинский участок трубопровода и даже принести пользу Краснодарскому краю. На заводе утверждают, что «работы на комплексе по перевалке аммиака в Тамани закончены на 80-90%», а параллельно ведется подготовка причала на комплексе по перевалке карбамида. А где-то в 2020-х обещают запустить и вторую очередь проекта. Объем инвестиций оценивается в $300 млн.

Впрочем, руководство таманского терминала вместе с пресс-службой ТоАЗа, похоже, живут в некой параллельной реальности. Проблемы с администрацией Краснодарского края, считающей стройку ТоАЗа незаконной, никуда не ушли, хотя в прошлом году суд в кассации и направил дело о передаче объектов тоазовского самостроя региональным властям на новое рассмотрение. Эксперты связывают это с тем, что в случае передачи портовой инфраструктуры и связанных с ней зданий и сооружений администрации края, та должна будет выплатить ТоАЗу компенсации в 4 млрд руб., которые в краевом бюджете взять попросту неоткуда.

История с неблагополучным таманским проектом ТоАЗа тянулась с начала нулевых. В 2001, 2003 и 2004 годах администрация Краснодарского края сдала в аренду ТоАЗу землю на 49 лет для строительства терминала по приему, хранению и перевалке аммиака в Темрюкском районе. В 2003 году замглавы краевой администрации выдал предприятию разрешение на строительство, действовавшее до 2005 года. Но уже в 2004 году акты проверок контрольно-надзорных органов выявили, что склад сыпучих материалов, башня радиосвязи, два верхних этажа зданий оперативных служб, два жилых дома и другие сооружения были возведены без разрешения на строительство, то есть самовольно. ТоАЗу были выданы предписания о приостановке незаконного строительства и предоставлении правоустанавливающих документов на пользование чужими земельными участками, на которых находились постройки. В общей сложности чиновники выявили 22 нарушения проектных решений и нормативных требований, и в том же 2004 году разрешение на строительство было приостановлено. Несмотря на предписания властей, ТоАЗ самовольно продолжал строить в порту еще несколько лет, но со временем процесс окончательно заглох. В 2014 году прокуратура официально признала объекты ТоАЗа самостроем, возведенным без разрешительной документации с нарушениями норм.

Источники в Краснодарском крае сообщают, что на таманском терминале ТоАЗа перед Новым годом произошло значительное сокращение штата. Постоянных сотрудников осталось около 15 человек, не считая охраны. Некоторые руководители терминала уже задумываются об увольнении в связи с сомнительными перспективами проекта. Одновременно терминал устроил масштабную распродажу автомобилей и строительной техники. Практически никаких строительных работ уже давно не ведется, разве что был незаконно удлинен причал. Местные жители в прошлом году по ночам слышали грохот молотов, забивающих сваи. В целом все здания, сооружения, эстакады находятся в ржавом, запущенном состоянии, поросли бурьяном, стекла во многих постройках выбиты. Железная дорога, построенная на чужих землях, размывается, ржавеет и зарастает травой. Во многих местах насыпь подмыта. Недавний осмотр биологических очистных сооружений подтвердил, что к эксплуатации они непригодны. Знакомый с ситуацией чиновник рассказал, что в данный момент ТоАЗ всерьез изучает возможности транзита через Ростов, про Тамань вообще речи давно не идет.

Между тем, Федеральная программа по развитию Черноморских морских портов предполагает строительство 6 заводов и берегового перевалочного пункта в порту «Тамань». Но ТоАЗ к этой программе не имеет абсолютно никакого отношения. Речь идет об инвестициях ЗАО «Таманьнефтегаз» в сухогрузный порт севернее имеющихся причалов, за сопкой. И площадки для заводов, в том числе аммиачного, будут находиться именно там.

Источник — «Новые ведомости»

Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий