Группа девушек пытается спасти от уничтожения советские мозаики по всей Украине.
Невероятные суммы денег по всему бывшему Советскому Союзу тратились на цветные мозаики, которые должны были как-то разукрасить серость рабочих районов коммунистического мира. Так, например, в 1975 году в восточной части Киева появилась мозаика на улице Андрея Малышко – «Охрана природы», в некоторых изданиях можно встретить название «Мы – советский народ».
Мозаика стала полуофициальным советским искусством после того, как в 1918 году Владимир Ленин осознал, что гигантские картины, которыми он планировал раскрашивать дома утопических городов, просто не выдержат суровых зим. Мозаика ниже – украшает здание почты в Припяти.
После аннексии Россией Крыма в 2014 году и начавшихся военных действий в Донбассе вскоре в Украине запустили так называемую «декоммунизацию». Согласно закону, с 2015 года страна должна избавиться от советской символики, в том числе и названий улиц. (Фото – Reuters)
Большинство мозаичных панно на постсоветском пространстве сделаны из цветного непрозрачного стекла – смальты – которое сохраняет свой цвет, несмотря на любые погодные условия. Смальта, украшающая города бывших республик, в основном производилась на востоке Украины.
Мозаичный рельеф в восточном Киеве
Сейчас советские мозаики, как эта 1970 года на торце Национального института рака в Киеве, постепенно уничтожаются. Мало кто пытается их спасти.
Екатерина Филюк – одна из кураторов украинского проекта культурных инициатив «Изоляция», который пытается сохранить или подробно задокументировать мозаичные панно.
В августе 2017 «Изоляция» призвала людей «помочь спасти монументально-декоративное наследие Украины от уничтожения». Так у платформы появилось маленькое, но активное сообщество людей, которые помогают находить и документировать панно повсей стране.
«Проблема заключается в том, что Советский Союз распался, но оставил нам это наследие. И кто будет за ним следить? Несмотря на идеологическое значение, в них сокрыто [культурное] наследие, за которым мы должны ухаживать, которое должны сохранять», – говорит Филюк.
Тем не менее, многие украинцы с этим не согласны. Некоторые владельцы зданий, на которых были мозаики, сами решили избавиться от изображений по идеологическим или практическим причинам.
Эта горстка смальты была снята с одной из школ во время ремонта и теперь хранится в «Изоляции».
Заснеженная мозаика на киевской ювелирной фабрике.
Люба Ильенко – одна из основательниц проекта по сохранению мозаики советского периода – рассказывает, что группа начала исследовать авторство и происхождение панно первой в Украине.
Фасад киевского ресторана «Будьмо».
В планах Ильенко – запустить приложение, с помощью которого жители Украины смогут указывать на карте мозаики. Возможно, вместе с «Изоляцией» им также удастся открыть выставку с восстановленными снятыми мозаиками на больших передвижных панелях.
Рельефы внутри ресторана «Будьмо».
Ильенко рассказывает, что подалась на несколько арт-грантов, но из-за войны в Донбассе, говорит девушка, «ужасно трудно профинансировать что-либо связанное с советским искусством».
Мозаика в киевском метро, которая до недавнего времени была спрятана за металлическими ограждениями – с нее снимали изображение молота.
Ниже – мозаика «Кузнецы современности» на входе в Институт ядерных исследований в Киеве.
«Я чувствую только грусть, – говорит Ильенко, глядя на мозаики. – Потому что это искусство очень, очень трудно сохранить».
——————
Фото и текст: Эймос Чаппл
Редактор: Пит Боумгартнер
Источник: