Эксперты сомневаются, что без серьезных изменений бюджетной политики регионы будут в состоянии выполнить даже имеющиеся обязательства.

Стратегическое планирование в Кабмине и так не на высоте, а нужно еще учитывать ситуацию на мировых рынках.

Президент РФ перед выборами дал ряд финансовых обещаний гражданам — уже увеличен минимальный размер оплаты труда, утверждены ежемесячные выплаты на первенца, а теперь стало известно, что в послании главы государства Федеральному собранию будут озвучены новые инициативы, схожие с предвыборными указами шестилетней давности — о новых мерах социальной поддержки.

«Росбалт» спросил экономических экспертов, есть ли у федерального и региональных бюджетов резервы для новых обязательств.

Никита Кричевский, доктор экономических наук, главный научный сотрудник института экономики РАН:

«Если вброс о подготовке новой порции „майских указов“ окажется правдой, то это удручающая перспектива. Опять будет множество красивых цифр, наподобие повышения зарплат бюджетников на 200% или создания 25 млн высокотехнологичных рабочих мест — без необходимых расчетов и расшифровок источников финансирования, ограничительных рамок вроде невозможности сокращения штатных единиц при прежнем фонде оплаты труда, объединения социальных институций, получения банковских кредитов.

Документы по расширению финансирования бюджетной сферы готовят те, кто считает, что чем меньше будет эта сфера, тем лучше. Для них идеальный вариант — обеспечение повышения социальных показателей, вроде увеличения финансирования образования или медицины, за счет самих граждан. Иных путей Белоусов, Набиуллина или Кудрин не знают. Новые обещания станут очередными замками на песке, поскольку готовятся на регулярно пересматриваемых „прогнозах“ МЭР. Эти ребята ошибаются в проектировании ключевых показателей на следующий месяц, а от них требуют рассчитать экономические характеристики сразу на шесть лет.

Если в „Указах“ появятся пункты об увеличении бизнес-активности в регионах, то большей профанации трудно представить. Бизнес-среда — прерогатива федеральной, а не региональной власти. Именно центр регулирует право и правоприменение, бюджетные ассигнования, налоговую нагрузку и многое другое. Но в правительстве или Госдуме специалистов по этим вопросам нет, иначе за шесть прошедших лет мы бы отказались от религии роста ВВП ради роста. „Указы“ вновь будут без конкретных ответственных лиц, то есть в формате письма „на деревню дедушке“».

Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований, сотрудник РЭУ имени Плеханова:

«Российские региональные бюджеты перенапряжены, и рассчитывать на то, что в них найдутся деньги, чтобы выполнить какие-то новые указы президента, я бы не стал. Но все же если федеральный центр предложит некий план реструктуризации долгов регионов и разгрузит их в плане выплат, то какие-то меры можно будет реализовать. Сейчас ведь все деньги элементарно расхватываются банками-кредиторами.

Возможен и другой вариант. Если федеральный центр сам будет финансировать программы, к текущей программе реструктуризации добавится  финансирование из госбюджета, и оно пойдет в регионы с удовлетворяющей центр обратной связью. Однако я сомневаюсь, что нынешний кабинет министров может до окончания предвыборной кампании подготовить такие предложения. Инициатива должна исходить от президента, а не от премьер-министра, чья популярность в стране, мягко говоря, очень низка.

Надо учитывать и определенные ограничения, связанные с состояниями мирового рынка. Все, что описано выше, возможно в ситуации стабильных цен на нефть или колеблющихся в зоне $60-70 за баррель. Но нельзя исключать, что цена упадет и будет новое падение рынков. Наоборот, это очень вероятно с учетом того, как сильно надулись финансовые „пузыри“ в США. В этом случае мы можем столкнуться с факторами, которые ограничат любые социальные инициативы российского государства».

Никита Масленников, советник Института современного развития (ИНСОР):

«Думаю, что резервы есть, и они связаны прежде всего с повышением эффективности госрасходов. Что касается социальной сферы, то тут следует направить усилия на повышение адресности. Многие проверки Счетной палаты прямо указывают на то, что по многим статьям бюджетных трат можно насчитать до 10-15% избыточных расходов, которые, естественно, могли быть перераспределены. Одной из идей новых „указов“ станет наведение порядка в бюджетной политике. Кроме того, мне думается, на сей раз эти указы будут все-таки сориентированы на определенные институциональные и регулятивные реформы: на то, чтобы перестроить госрегулирование, снизить долю госсектора и т. д. 

В правительстве сейчас продолжаются дискуссии, идет поиск решений. Но, думаю, до объявления итогов выборов мы ничего нового не увидим. Однако что-то все-таки услышим 1 марта. Предвыборные высказывания президента свидетельствуют о том, что он готов даже и на непопулярные действия, которые необходимы, чтобы вывести экономику на другие рубежи. Насколько к этому готовы все остальные — уже другой вопрос, в том числе и кадровый. 

Конечно, одна из серьезнейших проблем — исправление дисбалансов в соотношениях федерального, региональных и местных бюджетов, потому что часто здесь получается парадоксальная ситуация, в том числе и по „майским указам“. Регионым было передано множестов разных расходных полномочий, но с точки зрения источников все осталось по-прежнему. Поэтому вопрос перебалансирования всей бюджетной системы в пользу большей самостоятельности регионов и большей обеспеченности их источниками финансирования — в повестке дня. Идет поиск оптимального баланса, чтобы добавить регионам определенные полномочия и источники, но и жестче спрашивать за эффективность трат».

Павел Кудюкин, доцент, сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», экс-заместитель министра труда РФ:

«Во-первых, не реализована большая часть прошлых „майских указов“. Это очень забавная ситуация, когда для того, чтобы люди забыли о том, что не выполнены предыдущие обещания, готовят новые. При этом у большинства регионов ресурсов уже нет, они и так попытками выполнить прежние „указы“ загнаны в крайне тяжелую финансовую ситуацию, многие имеют уже просто недопустимый уровень долговой нагрузки. Финансирование зарплат бюджетников приводит к тому, что оголяются другие важные направления, почти полностью провален ряд инвестпрограм. Возлагать на региональные бюджеты какие-то новые обязательства, в общем-то, рискованно.

Не выполнены, с моей точки зрения, самые главные положения „майских указов“ — о создании 25 миллионов современных высокооплачиваемых рабочих мест. При этом за прошедшие шесть лет занятость на крупных и средних предприятиях и в госучреждениях упала примерно на миллион. А росла она в основном за счет неформального и полуформального сектора, где рабочие места и несовременные, и, чаще всего, не очень высокооплачиваемые. Можно, конечно, еще раз предложить какое-то создание современных рабочих мест. Но подозреваю, что результатов это снова не даст.

Бюджетникам тоже можно раздать красивые обещания — например, выровнять межрегиональные диспропорции в зарплатах специалистов. Сейчас довольно болезненная ситуация, когда целевые задания по зарплатам привязаны к средней зарплате по региону, а она у нас очень разная, и возникают существенные диспропорции. Хорошие специалисты из тех регионов, где зарплаты даже подтягиваются для исполнения „майских указов“, уезжают туда, где оплата выше.

Можно еще пообещать подтянуть оплату труда научных работников для предотвращения утечки мозгов к мировому уровню. Правда, надо сказать, что по научным сотрудникам „майские указы“ провалены с треском. И если даже прошлые „указы“ не выполнены, то новые, вероятнее всего, ждет та же судьба».

Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики:

«У федерального бюджета какие-то резервы есть, потому что цена отсечения нефти — $40 за баррель, и все, что выше, складывается именно в резервы. Хотя год бюджет закончил с дефицитом почти в 1,5 триллиона рублей.

У региональных бюджетов все по-разному: 44 региона закончили год с дефицитом бюджета, у полутора десятка регионов — очень большие долги. Соответственно, у подавляющего большинства регионов возможностей профинансировать какие-то подарки, заявленные высшими властями, явно отсутствуют.

Прежнего формата „майских указов“ не может быть по объемам, и его не будет, потому что денег нет. А что конкретно сделают? Ну, например, пособие на рождение первого ребенка обещано профинансировать из резервов федерального бюджета в 2018 году. Что будет дальше — посмотрим. Пособие на третьих детей — на это есть региональные обязательства. Но того огромного масштаба, который был по зарплатным указам, ни один из бюджетов уже себе позволить не может».

Дмитрий Ремизов

Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий