Юбилейный, 30-й сезон World Superbike официально стартовал в Австралии с первой в этом году пресс-конференции с пилотами заводских команд.
Мировой Супербайк появился на свет в 1987 году в статусе Интерконтинентального Кубка (Intercontinental Road Racing Superbike Cup). Новейшую серию, ориентированную на серийные спортбайки категории 750-1000 куб.см., создали итальянцы братья Пауло и Маурицио Фламмини. Они рассчитывали на скорое расположение со стороны заводов — Honda, Kawasaki, Suzuki, Yamaha, Ducati и других. И им удалось! Серия поселилась в Европе, Великобритании, Японии и Австралии, что позволило братьям Фламмини вскоре заручиться поддержкой FIM и получить официальный статус чемпионата мира: с 1988 года WSBK входит в календарь под именем FIM Superbike World Championship.
Давиде Тардоцци выиграл первую гонку Superbike на Bimota
Самым первым победителем в истории World Superbike стал итальянец Давиде Тардоцци. Сейчас Давиде руководит заводским гаражом Ducati в MotoGP. Первый мировой титул достался американцу Фреду Меркелю, и эту победу он одержал на Honda VFR750R RC30, позже названным «Лучшим супербайком 90-х» многими мотоциклетными изданиями.
Карл Фогарти, 4-кратный чемпион WSBK, 59 побед
Ducati — самый успешный бренд в истории World Superbike: на счету завода из Болоньи 17 титулов. В начале 90-х началась настоящая эра Ducati в Супербайке, в ходе которой итальянский завод стал легендой мировой мотоиндустрии. Первую победу в чемпионате на борту Ducati одержал француз Реймонд Роше в 1990. Вторая половина 90-х в памяти у фанатов ассоциируется с именем британца Карла Фогарти, «Короля» Карла, взявшего 59 побед в гонках Superbike и 4 мировых титула, и все на борту Ducati.
3-кратный чемпион WSBK Трой Бейлисс
Главными соперниками «Короля» Карла в середине 90-х были американец Джон Косински и австралиец Трой Корсер. Косински, человек Honda вывел вперед новую модель Honda RVF750 RC45. После завершения карьеры из-за травмы в 2000 году, Фогарти оставил мотогонки.
Противостояние Honda и Ducati, а именно, Троя Бейлисса и Колина Эдвардса продолжилось в 2000 и длилось следующие 4 года, став самым зрелищным и запоминающимся.
Колин Эдвардс (в центре) — 2кратный чемпион WSBK, Бейлисс (слева) и Рубен Чаус (права) — главные конкуренты в начале 2000-ных
В 2004 году World Superbike перевернул страницу истории, став чемпионатом с единым поставщиком покрышек — Pirelli. С тех пор, итальянский производитель покрышек прочно ассоциируется с понятием Супербайк, производит лучшие гоночные покрышки для серийных мотоциклов, буквально рожденные в чемпионате мира. Концепция разработки новых продуктов Pirelli заключается в том, что прототипные шины создаются в гоночном департаменте, проходят боевые испытания в World Superbike; лучшие изделия в следующем сезоне становятся базовыми моделями для чемпионата мира, а прошлогодние, избранные покрышки становятся серийным продуктом и доступны у дилеров Pirelli для фанатов трек-дней, а так же для пилотов национальных чемпионатов по всему миру. Покрышки и технологии, разработанные в World Superbike, поступают в распоряжение уличных райдеров через два года после презентации в спорте.
Паоло Фламмини дает эксклюзивное интервью МОТОГОНКИ.РУ — о будущем России в WSBK (2011)
WorldSBK может похвастать тем, что 30-летнюю историю посетил 45 различных гоночных треков в 20 странах мира, включая лучший российский автодром, омологированный FIM — Moscow Raceway.
Юбилейный, 25-й сезон WSBK состоялся в 2012 году и в этом же году приехал в Россию. Еще за год до этого у генерального директора Infront Паоло Фламмини не было уверенности, что российское приключение удастся: изначально планировалось привезти чемпионат мира в Казань, но KazanRing провалил миссию, продемонстрировав полную неготовность к мотогонкам.
Володе Иванову из команды Dialen Motorsport первому удалось прохватить по Moscow Raceway на Honda CBR1000RR
К счастью, в этот момент возобновилось строительство под Волоколамском, и к июлю 2012 года Moscow Raceway, построенный по проекту и под чутким руководством Германа Тильке, был готов к гонкам! Российский этап Супербайка по сути открыл Moscow Raceway для публики и российского гоночного сообщества.
Макс Бьяджи пересекает финишную линию — первая гонка World Superbike на Moscow Raceway успешно завершена, 2012 год
перейти в фотогалерею
Дебютный российский этап стал одним из самых зрелищных во всем сезоне. По итогам уикенда Марко Меландри, представлявший в том году BMW Motorrad Motorsport, вышел в лидеры чемпионата.
Владимир Леонов из Yakhnich Motorsport взошел на подиум в дебютной гонке World Supersport на Moscow Raceway, 2012
перейти в фотогалерею
Некоторые трассы, такие как Donington Park, сохраняли свое место в календаре на протяжении всех 30 сезонов. Другие приходили и уходили по различным причинам. Например, знаменитый «Храм скорости» — Autodromo Nazionale di Monza потерял омологацию FIM после скандала в 2012 году: смена асфальта с грубым нарушением технологии на исторической трассе привела к полной негодности автодрома для проведения гонок в переходных погодных условиях и после дождя. И хотя в Монце приложили массу сил, чтобы изменить ситуацию в следующем году, вернуть омологацию и доказать, что трек безопасен для гонок Superbike до сих пор не удалось. Так и не состоялось вступление в календарь WSBK Индии. После подписания всех контрактов и анонса индийского этапа на новой гранприйной трассе в Нью-Дели выяснилось, что таможенное законодательство страны буквально не позволяет привезти караван Супербайка в эту страну в сроки, намеченные Dorna. Этап переносился и отменялся дважды, после чего Индия покинула список. Ее место занял Тайланд, где чемпионат получил очень горячий прием. Теперь тайский раунд следует за австралийским и открывает сезон.
World Superbike, Москва, 2012
перейти в фотогалерею
Категория Superbike всегда была основой чемпионата. Изначально, планировалось, что это будет «чемпионат частных команд», главное участие в котором будут принимать проекты, созданные дилерами и поддерживаемые представительствами заводов в своих странах. Впрочем, вскоре к борьбе за престижные призы подключились заводские гоночные департаменты. Гонка вооружений между европейскими и японскими компаниями привела к тому, что World Superbike вплотную подобрался по скоростям и уровню тюнинга мотоциклов к MotoGP: чемпионаты стали конкурировать по вложениям и интересу со стороны публики!
Маурицио Фламмини, серый кардинал и идеолог World Superbike решил продать права на чемпионат в 2013 году
В 2013 году Infront Motorsport, принадлежавшая братьям Фламмини, продала контрольный пакет World Superbike финансовой корпорации, в которую входила и компания Dorna Sports — промоутер MotoGP. Dorna после этой сделки стала единоправным обладателем обоих мировых чемпионатов по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Началась большая реформация, направленная на «возврат к истокам» — идее участия в чемпионате исключительно частных проектов с небольшими бюджетами, доступных гонках с хорошей организацией и большими именами.
Сезон 2017 года станет переходным перед вступлением в действие окончательной версии технических регламентов в классах Superbike и Supersport, ориентированных на тотальное упрощение «серийных мотогонок».
Лидером чемпионата по итогам двух последних сезонов безусловно является Kawasaki Racing — испанская команда, имеющая прямую заводскую поддержку из Японии. Благодаря этой поддержке, Kawasaki удалось вернуть себе мировой титул в 2013 году с Томом Сайксом, затем потерять и снова вернуть в 2015, после прихода в заводскую команду Джонатана Рэя. Теперь Сайкс и Рэй работают вместе и возглавляют чемпионат, являясь по сути пилотами №1 и №2.
Ducati уже 3 года подряд пытается вернуть былое величие и остается главным соперником Kawasaki в серии. Honda Racing и Aprilia Racing вновь стали придавать значение World Superbike и увеличили свое присутствие в чемпионате до уровня команд с официальной заводской поддержкой и прямым финансированием.
Источник: