В знаковой ситуации, т. е. тогда, когда человек для продолжения своей деятельности нуждается в знаках, знаковая форма продукта художественно-конструкторского творчества становится носителем образа данного предмета, а точнее образа той деятельности, для которой предназначен предмет (вместе с другими предметами всего комплекса).

Как говорилось выше, элементарные знаковые формы не выдумываются самим дизайнером, а поставляются культурой как системой значений. Для формирования этих значений внутри культуры существует особый вид деятельности — сигнификативная деятельность. Важнейшим родом такой деятельности является искусство. В рамках искусства осуществляется визуальное освоение окружающей действительности, в том числе и мира техники. Сигнификативная деятельность пионеров современного искусства, которые в начале века, на заре новой научно-технической революции творчески отражали и преображали невиданные до тех пор формы механических чудовищ, имеет непреходящее значение для дизайна и архитектуры. Очевидно то, что глубокое проникновение во все проявления современного искусства совершенно необходимо для образования художников-конструкторов.

Семиотический анализ композиции позволяет лучше уяснить и некоторые стороны эстетического качества продуктов художественного конструирования. Как оказалось, эстетические ценностные представления художника-конструктора, его эстетическое отношение к форме создаваемого предмета, являются необходимыми условиями для создания знаковой формы предмета. Поэтому, как мы уже отмечали, знаковая форма, будучи носителем значения, является одновременно носителем первого уровня эстетического качества предмета.

Добавить комментарий