В знаковой ситуации, т. е. тогда, когда человек для продолжения своей деятельности нуждается в знаках, знаковая форма продукта художественно-конструкторского творчества становится носителем образа данного предмета, а точнее образа той деятельности, для которой предназначен предмет (вместе с другими предметами всего комплекса).
Как говорилось выше, элементарные знаковые формы не выдумываются самим дизайнером, а поставляются культурой как системой значений. Для формирования этих значений внутри культуры существует особый вид деятельности — сигнификативная деятельность. Важнейшим родом такой деятельности является искусство. В рамках искусства осуществляется визуальное освоение окружающей действительности, в том числе и мира техники. Сигнификативная деятельность пионеров современного искусства, которые в начале века, на заре новой научно-технической революции творчески отражали и преображали невиданные до тех пор формы механических чудовищ, имеет непреходящее значение для дизайна и архитектуры. Очевидно то, что глубокое проникновение во все проявления современного искусства совершенно необходимо для образования художников-конструкторов.
Семиотический анализ композиции позволяет лучше уяснить и некоторые стороны эстетического качества продуктов художественного конструирования. Как оказалось, эстетические ценностные представления художника-конструктора, его эстетическое отношение к форме создаваемого предмета, являются необходимыми условиями для создания знаковой формы предмета. Поэтому, как мы уже отмечали, знаковая форма, будучи носителем значения, является одновременно носителем первого уровня эстетического качества предмета.