Сегодня любимой многими артистке исполняется 63 года. Лариса Долина по праву считается, пожалуй, одним из самых влиятельных людей в российском шоу-бизнесе, однако не стоит забывать, что путь на вершину музыкального Олимпа был для Долиной тернист.

Лариса Долина // Фото: East News

Телефонная книжка Ларисы Долиной 

Песня с таким названием — не просто хит певицы, это символ ее жизни, перечень адресов близких и дорогих людей, сигналов друзей и недругов. В ней есть вырванные страницы, но постоянно появляются новые записи. 

Начало ее карьеры было многообещающим. В пять лет у маленькой Ларисы прорезался звонкий голос, в первом классе она стала солисткой школьного хора, а в тринадцать уже приносила домой первые гонорары. Родители забили тревогу — они хотели видеть в дочери серьезного музыканта — будущую пианистку или виолончелистку. Эстрадное пение — не искусство и даже не профессия, считали они. Так возник первый в ее жизни барьер и необходимость его преодоления. Заработанные родителями деньги были потрачены на покупку инструментов. Но тщетно.

Лариса проявила несгибаемый характер и продолжила в одиночку пробиваться сквозь тернии к своим звездам. С классической музыкой роман не случился, но звездой она все-таки стала. Неофициальное народное звание «Универсальный артист» как нельзя лучше характеризует Ларису Долину — певицу, актрису и невероятно сильную женщину, которая до сих пор преодолевает глухие стены и доказывает, что современному музыкальному Олимпу не хватает тех, кто не идет на компромисс с собой. 

Лариса Долина сегодня отмечает 63-летие // Фото: East News

Баку‒Москва со всеми остановками 

«Я не нравлюсь себе» — не только одна из программ Ларисы Долиной, но и ее жизненное кредо. Благодаря упрямству и постоянному желанию пробовать что-то новое она не боялась менять города, мужей, творческие горизонты. Энергетика обжитых городов, сплав разнообразных культур этому немало способствовали. Долина родилась и прожила первые несколько лет жизни в солнечном Баку.

В Одессе в тесной коммуналке и с веселой дворовой компанией прошло ее детство и юность. В 1971 году, когда состоялся ее дебют в эстрадном оркестре «Мы одесситы», мало кто мог предположить, что кудрявая и целеустремленная девочка Лариса Кудельман станет народной артисткой России, а еще первой из российских исполнителей выступит на Бродвее в мюзикле «Чикаго».  

 Но до настоящего успеха было далеко. В 16 лет на свой страх и риск молодая певица отправляется в Ереван и начинает сотрудничество с «Государственным эстрадным оркестром Армении» под руководством Константина Орбеляна. Через несколько лет она становится солисткой уже «Государственного эстрадного ансамбля Азербайджана», которым в то время руководил Полад Бюльбюль-оглы. Карьера развивалась стремительно, но выйти на всесоюзный уровень никак не удавалось.  

Знакомство с Анатолией Кроллом — тот счастливый билет, который Лариса Александровна не просто вытянула, но и талантливо им распорядилась. Она переезжает в Москву, поет в биг-бэнде Кролла «Современник», а самое главное – готовит программу «Антология джазового вокала», которая с аншлагами объедет всю страну. Сложно поверить, но уже популярная певица три с половиной года жила в гостинице «Россия», не имея ни своей, ни съемной квартиры. Московская прописка тогда казалась чем-то недостижимым. Не помогла даже протекция Аллы Борисовны.  

В поисках слушателей 

Любопытный факт из биографии артистки — во время съемок знаменитого фильма Карена Шахназарова «Мы из джаза» Лариса Долина была на шестом месяце беременности. Врачи настаивали на постельном режиме и разрешали покидать пределы больницы только под личную ответственность режиссера, который каждый день приезжал за ней, а потом отвозил обратно. Но отказаться от увлекательной работы и подчиниться вполне извинительным обстоятельствам было не в ее характере. 

С той же смелостью, максимализмом и самоотдачей Лариса Александровна всю свою жизнь осваивает разные музыкальные жанры и направления: от эстрадной музыки до джаза, от рок-оперы до мюзикла. Кажется, что она умеет петь все. Поэтому совсем не удивляет, что в свое время она исполнила партию в кантате «История доктора Фауста» Альфреда Шнитке, выступила дуэтом с семикратным лауреатом премии «Грэмми», гением джаза Элом Джерро и не менее легендарной певицей Глорией Гейнор, записала несколько альбомов в Лос-Анджелесе на студии Джорджа Дюка. Она регулярно сотрудничает с оркестром Игоря Бутмана, участвует в концертах самых разных исполнителей и не боится экспериментировать. Именно для нее Максим Дунаевский написал мюзикл «Любовь и шпионаж», а Виктор Резников и Михаил Танич — большинство своих поп хитов.  

Нашла ли Лариса Долина своего слушателя? Скорее нет, чем да. Не каждый ценитель ее таланта может так стремительно меняться и расширять границы представления об искусстве. Реализовала ли себя певица полностью? Наверное, это мало кому удавалось в нашей жизни. К тому же столько сил ушло на борьбу с жесткими форматами шоу-бизнеса, завистниками, собственными иллюзиями и ошибками. 

Певица давно нашла своего слушателя // Фото: East News

С помощью зонта 

Как-то рыбача на Юге Америки со своим третьим мужем и продюсером Ильей Спициным, Долина предусмотрительно захватила с собой навигатор. Пара отплыла на 20 километров от берега, когда внезапно опустился туман. Ничего не было видно на расстоянии вытянутой руки. По воспоминаниям певицы, несмотря на смертельную опасность она была уверена, что любимый мужчина сможет настроить навигатор. Это бесстрашие и вера в близких людей вывели их к берегу.  

Удивительное качество Долиной — способность в любой ситуации сохранять присутствие духа. Когда она уходила от мужей, сталкивалась с предательством, потерей близких, худела и вновь набирала вес, она продолжала быть сильной ради своей маленькой семьи — дочери Ангелины и семилетней внучки Саши. Сцена, по ее словам, всегда лечит и избавляет от чувства одиночества. А семья и проверенные временем друзья — от музыкантов до спортсменов — наполняют жизнь смыслом. Дочь не пошла по стопам знаменитой мамы, а вот в маленькой внучке что-то проявляется, она с удовольствием выступает с бабушкой, мечтает покорить «Детскую Новую Волну».  

Лариса Александровна не сбавляет обороты. Разве что летом на пару недель выбирается в Юрмалу, а потом снова ныряет в московский круговорот. Своему коллективу она может простить творческий промах, но никогда – опоздание и пьянство. Дисциплина должна быть во всем, а требовательность к другим у нее начинается с высокой планки для себя. Поэтому Долина не поет под фонограмму и, став членом президентского Совета по культуре и искусству, борется с этой «бациллой» на российской эстраде. Упорству ее научили родители, с годами ставшие еще понятнее и роднее. Они похоронены в Одессе, и в этот город певица возвращается с особым трепетом. Теперь все реже по понятным причинам. 

Новая роль Долиной — должность заведующей кафедрой эстрадно-джазового пения Московского государственного института культуры, стала логичной и ожидаемой. Возникло желание делиться накопленным опытом и попробовать с молодыми исполнителями то, что не успела сделать сама. А для студентов получить в записной книжке Ларисы Александровны Долиной номер своего телефона — аванс, который надо оправдать.

Популярность и народная любовь стоили немалых сил // Фото: East News

Источник: starhit.ru

Добавить комментарий